В этом году город Новокуйбышевск отметил 60 летний юбилей.
А как всё начиналось в первый год образования города, с какими проблемами сталкивались жители, поведал главный специалист «СОГАСПИ» Е. М. Малинкин.

Город Новокуйбышевск, тогда ещё просто населённый пункт Ново-Куйбышевский, начинался с двух бараков на 102 км, в которых разместился штаб стройки.

Первые строители жили в палатках

Котельная, столовая, хлебопекарня также стали подспорьем для строителей. Напротив 102 км был собран первый жилой двухквартирный дом. Строились бараки. Некоторые из рабочих селились в Русских и Чувашских Липягах


Сарайчики во довре двухэатжек

Население города быстро возрастало за счёт прибывавших на всё новое
строительство рабочих. Очень нелегко приходилось новокуйбышевцам в первый год жизни нового города. Возводить новые предприятия приходилось в тяжёлых условиях, до сих пор в городе можно видеть старые рабочие бараки, немало тех, кто помнит, как приходилось обживаться в них, работать в условиях множества проблем. О трудностях, которые приходилось преодолевать новокуйбышевцам, властям города, могут рассказать документы Новокуйбышевского городского комитета ВКП(б) за 1952 год. В них отражены проблемы с продовольственным снабжением, темпами строительства предприятий и жилого фонда города, культурно-бытовых объектов, проблемами экологии и многим другим.

Дети Новокуйбышевска.

Масштабное строительство промышленных предприятий широкий круг проблем, связанных с координацией работы строительных организаций, партийных, хозяйственных органов, авральность, связанную с необходимостью выполнения планов и разнарядок

У водонапорной башни.

Необходимо было не только закончить в срок строительство, но и запустить новое производство, выполнить планы поставок разнообразной продукции нефтепереработки и химического производства. Одновременно с промышленными объектами возводились городские кварталы и инфраструктура.

Станция Липяги.

Не всегда планы промышленного строительства вызывали одобрение у
партийного и советского руководства города. Темпы и интенсивность строительства приводили к внутриквартальной застройке города, что сразу же начинало сказываться на санитарно-гигиенических условиях. Подобная проблема возникала в результате, например, размещения производственных предприятий СУ-5 треста 17 в фасадной части города. После этого городские власти высказали несогласие с перспективой подобной же застройки между жилыми кварталами и 1-ой очередью нефтеперерабатывающего завода при строительстве комбината бетонного завода и заводов железобетонных изделий.

В письме председателю Куйбышевского облисполкома Л. Н. Ефремову, председатель горисполкома и первый секретарь горкома аргументировали своё несогласие с подобным размещением предприятий в том числе рядом негативных экологических последствий (вырубка защитной лесополосы, отделяющей город от нефтеперерабатывающего завода) и форсированием строительства коммуникаций и подъездных путей, что нарушило бы уже сформировавшуюся дорожную сеть.


Зимний поселок Ново-Куйбышевский

На строительство промышленных объектов, нефтяное и химическое производство в первую очередь было обращено внимание партийных и советских властей города, это были первоочередные пункты при выделении средств, планировании. Это не могло не сказываться на решении бытовых проблем, обеспечении горожан необходимыми услугами. Как и на других подобных масштабных промышленных стройках власти не сразу замечали проблем с условиями, в которых жили рабочие.

Баня г. Новокуйбышевск

Одной из самых серьёзных проблем молодого города была эпидемиологическая обстановка. С середины июня 1952 года в Новокуйбышевске увеличилось число случаев заболеваний дизентерией. В июне таких зарегистрировали 154 таких случая, из них 89 были связаны с детьми до 2-х лет. А уже только за 10 дней июля было зарегистрировано 159 случаев заболевания, в том числе 74 среди детей до 2-х лет. По состоянию на 12 июля 1952 года было госпитализировано 108 заболевших человек.

Один из корпусов больницы на 105 км.

При таком росте количества заболевших проблемой становилось наличие коек в медицинских учреждениях. В связи с нехваткой мест, горисполком разрешил занять первый этаж городской семилетней школы, но коек, как и бельяи питания, всё равно не хватало. В результате часть больных продолжали оставаться на дому.
В процессе строительства нового промышленного комплекса, приходилось преодолевать огромный массив технических, организационных проблем. Но и в быту жителям ещё недавнего рабочего посёлка, а теперь города, на первых порах приходилась преодолевать сложности, связанные порой с элементарными вещами. Серьёзной проблемой на предприятиях и строительно-монтажных управлениях города было состояние трудовой дисциплины.

Новокуйбышевские коттеджи-отдельные для для семьи и на две семьи.Город ведь строить не планировалось.

В условиях большого количества рабочих, прибывших на строительство из разных концов страны и необустроенности быта, такие проблемы объяснимы. Людям приходилось создавать очень многое с нуля, это требовало большого физического и морального напряжения, с чем справлялись не все.
Примером того, в каких нелёгких условиях приходилось работать и жить новокуйбышевцам, может стать ситуация с торговлей в городе и особенно с общественным питанием. К маю 1952 года в городе имелось 15 магазинов, 17 киосков, 2 автолавки, 3 столовых, 6 закусочных, 6 буфетов, в том числе 2 школьных. К концу года планировалось введение ещё 3 столовых, 6 магазинов, механизированного хлебозавода, промтоварного склада, крытого рынка, овощехранилища, холодильника и других подсобных и торговых предприятий.


Столовая располагается между двумя «малосемейками». В квартирах частичные удобства (только туалет на блок). Но это уже 60-е годы.

Основной, ведущей торговлю организацией в городе являлся Отдел рабочего снабжения Куйбышевского Территориального Строительного управления. Со стороны рабочих и в предыдущие годы и после образования города шло массовое недовольство отделом рабочего снабжения КТСУ (при том, что по сравнению с предыдущими годами ОРС свою работу смог улучшить). Проверка со стороны горкома выявила проблемы в работе торговых учреждений. Так, в магазины с
перебоями завозились товары первой необходимости, такие например как соль, крахмал, уксус, глубокие тарелки, заварные чайники, детские игрушки, мыло, спички, махорка, стройматериалы, скобяные товары, стекло и т.д.

Такие магазины появятся в городе только в 70-х годах

Торговля некоторыми товарами производилась с перебоями в ограниченном ассортименте (рыба, колбасные изделия, сыр, кондитерские изделия). Плохо была организована торговля овощами, особенно ранними (лук, редис, щавель, салат, капуста), а также молочными продуктами, прохладительными напитками. В магазинах города нельзя было найти такие товары как гуталин, шнурки, стиральную соду, не всегда можно было купить и соль. В результате рабочим приходилось покупать
овощи, молоко, хлеб на рынке по ценам выше, чем в магазинах.

Что означает эта вывеска? Это вопрос нужно задать специалисту по самарской торговле- И. Кондратьеву.

Из-за отсутствия транспорта нередки были случаи перебоев с доставкой хлеба, в результате чего жители вынуждены были за 3 км идти за хлебом или же стоять в очередях, магазины порой закрывались на 2-3 часа раньше из-за перебоев с поставками. Недовольство рабочих вызывало и низкое качество хлеба.

Хлебный магазин в районе нижней площади. Его уже начинают переделывать в церковь.

Немало выявлялось недостатков в работе других магазинов, столовых и продуктовых ларьков.
Обнаруживались факты не только обвеса и обмера покупателей, но и
недопущения представителей рабочего контроля в магазины
Молодой Новокуйбышевск утопал в зелени.

Жалобы на слабые деловые качества работников торговли, неудовлетворительный уровень культурного обслуживания в магазинах были регулярными, при этом торговые точки нередко находились в антисанитарном состоянии.
Дажев лучших с точки зрения оснащённости магазинах «Гастроном» и
специализированном хлебобулочном магазине в Калиниградском посёлке уровень санитарного состояния помещений был не лучше, чем в других столовых и магазинах города. Всё это можно было наблюдать и в рядовых магазинах и столовых города, и даже в городском «Гастрономе».

Нижняя площадь. Вдали виден «Гастроном».

Со стороны работников предприятий постоянно шли жалобы на низкое качество приготовляемой в учреждениях общественного питания пищи и на медленное обслуживание, хотя в городе было немало и ответственных и
грамотных работников торговли. Дислокация сети магазинов и столовых была размещена без учёта обеспечения окраин и районов наибольшей концентрации населения, так в посёлке на 105 км на 5 тысяч человек был открыт один магазин и отсутствовали столовые.

Проверки со стороны обкома ВКП(б) выявляли ситуацию, при которой поступившие на склады магазинов товары задерживались там по несколько дней, при отсутствии их в продаже, что создавало искусственный перебой товаров. В свою очередь склады магазинов превращались в мелкорозничные базы, а сами магазины затоваривались, автотранспорт выходил из строя по безхозяйственности его использования.

Вопросы снабжения вызывали дискуссии между хозяйственным, партийным, профсоюзным руководством города, руководителями заводов, ОРСа. Для улучшения ситуации предлагали строить теплицы, усилить контроль за учреждениями общественного питания и подбору кадров в них, организовать курсы по подготовке торговых работников, ходатайствовать о предоставлении ОРСу автотранспорт для развозки продуктов, холодильников для скоропортящихся продуктов, просит обком ВКП(б) обязать продовольственные базы более спланировано снабжать город продуктами. Основными требованиями к руководству ОРСа и учреждений общественного питания было улучшение качества производимой продукции, произвести ремонт в магазинах и столовых, улучшить качество обслуживания и ассортимента продукции, обеспечить
нормальное снабжение не только хлебом, но и различной продукцией в местах отдыха. Для руководства строительных предприятий строительство объектов торговли и общественного питания среди социокультурных объектов стало первоочередным.

Здание одного из подразделений треста «Росторгмонтаж»

Несмотря на все подобные сложности в обеспечении продуктами питания и бытовыми товарами, строительство предприятий шло запланированными
темпами, жители молодого города вкладывали все силы выполнение планов. Город рос и развивался, преодолевая бытовые сложности и проблемы, накладывавшие свой отпечаток на жизнь новокуйбышевцев, которые они преодолевали как могли. По прогнозам руководства города в 1952 году, в ближайшие 3-4 года население Новокуйбышевска должно было увеличиться в 2-3 раза и . И при необустроенном быте молодые рабочие выполняли планы и нормы выработки (до 300 процентов), занимались в кружках и на курсах, повышая свою квалификацию, просто стремясь найти себе интересное увлечение, хотя возможностей для этого было ещё не очень много.
В 1952 году в городе были две средних и две семилетних школы, две средних вечерних школы рабочей молодёжи, в последних обучалось 500 человек. Только 1953 год предполагалось открыть ещё среднюю школу на 960 учащихся, а также дневное и вечернее отделение нефтетехнологического техникума.

Здание школы № 1

Строители и монтажники в 1952 году построили и ввели в эксплуатацию свыше десятка различных технологических установок, 11000 м² жилой площади для нефтеперерабатывающего завода и ТЭЦ и свыше 14000 м² для строителей, а также целый комплекс бытовых объектов.

В Новокуйбышевске со дня основания ещё рабочего посёлка работали специалисты со всей страны, но хотелось бы выделить двух людей, внесших огромный вклад в создание и развитие города. Это Гаврила Иванович Гореченков и Иван Игнатьевич Миронов.

Гаврила Иванович Гореченков в должности директора действующего и строящегося при нём заводах проделал огромную работу по выполнению государственного плана производства нефтепродуктов и расширения строительства заводов и самого города. Гаврила Иванович был выходцем из крестьянской семьи деревни Селище, Торопецкого района Калиниской (Тверской) области. Высшее образование он получил в Ростовском институте путей сообщения, но жизнь свою Гаврила Иванович связал и нефтяной промышленностью. В июне 1947 года он работал директором Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, а до этого был директором аналогичного завода в г. Гурьеве. За работу годы Великой Отечественной войны Гореченков был награжден к 1952 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», кроме того в разные годы он был награждён орденом Ленина, орденом «Трудового Красного знамени», «Знаком почёта». Гаврила Иванович играл важную роль в общественной жизни города и области. С апреля 1952 года он являлся членом бюро Новокуйбышевского горкома ВКП(б), членом Куйбышевского обкома ВКП(б), депутатом Новокуйбышевского городского Совета депутатов трудящихся.

Иван Игнатьевич Миронов в период строительства Новокуйбышевска работал в должности начальника Куйбышевского Территориального Строительного управления Главвостокнефтестроя Министерства нефтяной промышленности. Эту должность он занимал с февраля 1947 года, до того Иван Игнатьевич работал начальником Дальнефтекомбината в Хабаровске. Уроженец села Набережный Увек Саратовской области, Миронов был выходцем из семьи рабочих. Несмотря на неоконченное высшее образование (3 курса Грозненского нефтяного института), Иван Игнатьевич стал серьёзным специалистом в области нефтяной промышленности.

Как и Гореченков, Миронов участвовал в общественной работе области: являлся депутатом Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся, членом бюро Новокуйбышевского горкома ВКП(б). Схож и список наград: два ордена Ленина, орден «Трудового Красного знамени», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 1941-1945 гг.», «За победу над Германией». Иван Игнатьевич трагически погиб 14 августа 1954 года вместе с ещё одним строителем Новокуйбышевска – Леоном Богдановичем Сафразьяном, после взрыва на нефтеперерабатывающем заводе.

Использованы фотографии с сайтов: «Это Ретро», «Форум Новокуйбышевска» и группы «Старые фото Новокуйбышевска» социальной сети «В Контакте».

- комментарии
  1. классная история

  2. А про «Росторгмонтаж» проясните что-нибудь? 🙂

  3. Интересный материал! И фотографии классные. На некоторых город кажется таким идеалистичности-ностальгически красивым… У меня есть фото улицы Кутузова с такого же ракурса. Так вот там сугробы такие же огромные. Только домов гораздо больше!
    Читая такие материалы никак не могу понять тех людей. Быт на грани выживания, проблемы, бесконечная рабочая авральность, нехватка всего . И все они утверждают, что были счастливы. Смеялись, пели, пели на работе, в общежитии, на улице, везде. Им было весело и легко.Т. е. умом то я понимаю — они молоды были, время такое. Но представлю себя на их месте и тоскливо становится. Надо же как люди замотивированы были! Да трудно, но мы строим очень нужные Родине предприятия нефтехимии. И эта установка рождала всплеск энтузиазма и невиданные трудовые подвиги!

    • На старых фото улыбки искренней чем сейчас. Сейчас мало кто улыбается из прохожих. Разучились… Про таких как «тупо поржать» я молчу.

  4. А фото новокуйбышевские не могли бы мне на мыло переслать? Очень интересно! Я недавно отыскал фото двора на Кутузова 20- середина 70-х годов)))

  5. Reblogged this on Город на реке Самара and commented:
    Ваши мысли… (необязательно)

Оставьте комментарий