Продолжу рассказывать об этом поселке.

Вдалеке здание пожарной части. Одно время даже учебный центр пожарной охраны там располагался.


Это здание пожарной части № 94. Она содержится за счет завода «Волгабурмаш».
Над пожарным депо живут люди. В основном это работники пожарной охраны и «Волгабурмаша», ну и другие счастливчики. Прописки у большинства нет. Хотя некоторым удалось приватизировать жильё. Это теперь малосемейки с частичными удобствами по разные стороны длинного коридора.

Там где были бараки тем дома на две семьи.


А вот тут вплоть до середины 80-х годов стояли бараки.

Этот туалет уже не из дерева.


Туалет из железобетонных плит.
ЖБИ-9 стоит на месте бывшего кирпичного завода. В промежутке между кирпичными и ЖБИ тут был керамзитный завод. Но дела у него не пошли в гору еще при СССР.

ЖБИ-9 функционирует.


Немного слов о первом Кряжском кирпичном заводе. Старожилы рассказывали, что глину для кирпича брали рядышком в карьере.

Въезд на ЖБИ-9


В основном использовался ручной труд. После соответствующей подготовки глины её делили на заготовки для будущих кирпичей и сгрузив их на вагонетку двигали внутрь печи. На современных заводах разве, что процесс этот теперь более автоматизирован, да к глине компоненты дополнительные добавляют.

Готовый бетон сейчас тоже востребован. После проезда Камаза пыль стоит столбом.


Глиняный карьер. Сюда приходили покататься на лыжах. Один мой знакомый умудрился даже их сломать катаясь по крутому склону. А позднее в карьере скопилась вода и образовалось озеро. Развелся вездесущий карась.
Мне кажется, что «Корея» это производная от карьера. Не было тут корейцев. И собак местные жители не ели.

школа в кирпичном не функционирует


Школа. Трехлетка. Теперь она уже не функционирует.

При школе организован подростковый клуб (школа № 105 находится неблизко- на 40 Лет Пионерии).


Более старшее поколение 116 км помнит о драках с «корейцами». Случалась и поножовщина. Закончились эти безобразия в 80-х.
Со мной в классе учились трое из этого поселка – вполне нормальные ребята были. Не стоит относиться к жителям кирпичного предвзято.

Стихи за решетками


Спросил у женщины-охранника на ЖБИ, на счет работы в поселке. Раньше жители работали в совхозе Волгарь. Нормально, говорит с работой. Вот гараж от Бурмаша, Кряжская нефтебаза, автобус хорошо ходит- пустили 26 автобусов который идёт по маршруту: РЭБ(Сухая Самарка) – А\С Аврора. Супермаркетов конечно нет.

Колонка с чистой водой


Почему-то многие считают, что тут вода в колонках гораздо чище, чем на 116 км. Многие до сих пор сюда за водой ездят.
Кряжский кирпичный завод №1… Под определение поселка Кряж наши предки вкладывали гораздо большее нежели теперь. Жители 116, 113 км- Вы тоже Кряжские!:-)

- комментарии
  1. Andrei:

    На месте пожарки в 70-е годы было озеро. Сам ловил там сорожку. Затем озеро засыпали, в следствии чего в близлежащих погребах появилась вода в перемешку с нефтепродуктами. За самой пожаркой совхоз «Волгарь» сажал редиску и помидоры, которые, мы, будучи школьниками собирали.

    • Andrei! У меня к Вам вопрос, Вы знаете точно где находятся озера большое и малое Кулацкие?

      • Нина:

        Есть поселок на стошке, а точнее квартал индивидульной жилой застройки, в границах улиц Нефтяников/Молдавкая/Пугачевский тракт — называют его Кулацкий поселок, раньше через Пуг.тра. были озера, где сейчас дома ул. Егорова, могу предположить что они Кулацкими и назывались, остатки озер остались только в р-не Грозненской

      • Да, знаю этот поселок. Но про другие озера писал, которые за 94 пожарной частью находятся.

    • А Мне купалка-пески запомнилась, и обилие раков!)

  2. В бывшей школе-трехлетке сейчас функционирует бесплатная футбольная школа.

  3. Наталья:

    Во первых не Корея, а Карея. Название это прилепилось к поселку где-то в 70-х годах. К «кряжским» жители поселка никогда не относились. За пожаркой были поля совхоза «Кряж». Керамзитовое производство захирело не в советское время, а в перестроечное, до этого завод прекрасно работал, практически всех своих рабочих обеспечил жильем в многоэтажных домах на Сухой Самарке. Коренных жителей на поселке можно пересчитать по пальцам, соответственно историю Кареи они не знают. Если заниматься краеведением, то надо к этому относиться более серьезно.

    • Наталья, интересный комментарий. А почему КАРЕЯ тогда?)
      Кряжский кирпичный завод № 1 — это вам как? Я общался со старожилами, поселок был и до войны, тем более нефтебаза была. А та дорого, что за пожаркой тоже давно существует- по ней пешком ходили на 113 км.
      Совхоз «Волгарь» образован в 1937 году на базе подсобных хозяйств: швейной фабрики «Красная звезда», завода им. А.А. Масленникова и обувной фабрики «Первое мая». В 1951 году в новообразованное хозяйство, находившееся в ведомственном подчинении Куйбышевского областного треста пригородных совхозов, влился совхоз «Победитель». В 1957 году к «Волгарю» присоединилось учебно-опытное хозяйство председателей колхозов, а в 1973 году – два отделения из Сад-совхоза.
      С 1 ноября 1977 года совхоз «Волгарь» перешел в ведомственное подчинение Куйбышевского производственного специализированного объединения «Кряж».

      Может что-то еще интересное вспомните, или фото какие у вас есть? Или вам троллить интереснее?

  4. Natalia:

    Кряжский кирпичный завод № 1 существовал еще до революции — это был один из заводов Александра Дмитриевича Шигаева потом дело перешло по наследству к сыну Михаилу, потом к внуку — Маркелу. На кирпичах ставили клеймо «З. А. Шигаевъ». Этот знак (встречается еще «АДШ) ставили на заводах .
    В советское время завод работал в сезонном порядке, т.е. апрель-октябрь производился кирпич, остальное время закрывался. Поэтому нужды в капитальном строительстве не было. В доме из красного кирпича была администрация, был еще один там жили ремонтные рабочие (сейчас сломан).
    Для сезонных рабочих (основная категория — солдаты, и так называемые «химики») строили деревянные бараки — некоторые сохранились и сейчас. Потом в 60-е годы стали строить кирпичные дома на 4-ре хозяина (они стоят до сих пор). Завод стал работать круглогодично. Ездили агитаторы по селам Самарской, Ульяновской.Саратовской области набирали рабочих на завод. Это кратенко об истории завода.
    А почему «Карея»? Это просто. В результате деятельности завода было разработано три больших карьера (Один засыпали — на его месте Пожарка, два других превратились в озера ).
    Все мы учились на 116 км (это 23 и 129 школы) там нас звали «карьерские», как это и бывает «карьерские» видоизменились в «карейские» отсюда и «Карея».

    • Спасибо, Наталья! Отличные дополнения, очень интересно!
      Про Шигаевых я догадывался. Просто до революции к Кряжу не привязывались- это считалось Засамарской слободой. Название Кряжский кирпичный завод № 1 скорее всего возникает после появления поселка Красный Кряжок.
      А не знаете дорога по улице Обувной когда примерно появилась? Она ведь тоже старая!

  5. Vlant:

    До середины 60-х название завода и поселка было немного другое Кряжский кирпичный завод № 1 МПС и относился к Куйбышевской ЖД. Названия улиц не было, как впрочем практически не было и улиц в современном виде. Дорога по ул.Обувной до середины 70-х от школы была грунтовой и только летом и выходила на асфальт немного дальше моста через Татьянку. Кстати название «Обувная» появилось из-за распологавшейся там свалки отходов обувной фабрики.
    На месте ГОКСа было огромное чистейшее и глубокое озеро (ловились судаки и даже попадалась изредка стерлядь) Песчаное.
    В кирпичном доме никогда не было конторы и проживали там руководители завода и квалифицированные рабочие (механизаторы). Для сезонных работников расставляли железнодорожные двухосные теплушки, а позднее сборные щитовые домики-бараки.

    • Спасибо, очень весомое дополнение к посту- вполне достойно отдельного поста! Про улицу Обувную я давно искал информацию, а где конкретно свалка была?

      • Vlant:

        Основная свалка была на месте, где позже располагался детский трудовой лагерь (кажется назывался Дубки) приблизительно посередине улицы. Сейчас там приличные дачи среди оставшихся дубов. А обрезки кожи (натуральной) валялись по всей улице — для рогаток в дополнение к обечайкам от противогазов, которых можно было набрать сколько угодно на резиновой свалке, располагавшейся на месте современной хозбазы на Красном кряжке. Вот именно в том месте Дубовый ерик и называли Резинкой, а все, что ближе к плотинке на грунтовке до ул.Обувная , самое широкое и глубокое место, было «Купалка». До начала 60-х там даже была вышка метра три для прыжков в воду очень популярная у молодежи со Стошки, Сухой Самарки и даже Кряжа. Глубина Татьянки во многих местах была по колено.

      • Интересно, по Резинке у меня есть другая версия -после войны там располагались склады автомобильных шин.

  6. Vlant:

    Совершенно верно. Были там и склады — сараи, где хранилась резина от военной техники (вместо камер пористая резина), а рядом были кучи сапог, калош и т.п. Один довольно большой сарай был заполнен новыми противогазами различных конструкций и предназначения (даже на собак и лошадей), а рядом были кучи противогазов БУ.
    Т.е. скорее всего это устроили военные В/Ч ГО, а потом забросили.
    P.S Извините — предыдущее сообщение отправил случайно

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s