Чешский журнал «АРТЕК», издающийся на русском языке, опубликовал статью о Яне Гайере
Родился он 19 июня 1885 году в Прерове (Моравия). Окончил Хозяйственную Академию. Перед Первой мировой войной приехал в Моравию из Южной Америки, чтобы повидаться со своими родителями и родственниками. Ему в это время было 29 лет. В Бразилии он имел ферму, на которой остался хозяйничать его брат. В Чехии в это время началась мобилизация. Яна, как поручика запаса австрийской армии, мобилизовали. Он кстати не очень этому обрадовался. В плен к русским он попал в 1915 году, а летом 1916 года вступил в легион простым рядовым, так как не был честолюбив.

Я. Гайер, М. Немец, Я. Сырови, В. Кашпар, Я. Риэдл, Ф. Гавел
Рудольф Медек так описывает свое первое впечатление от знакомства с Яном Гайером: «Круглое румяное лицо коренастого мужчины, веснушчатого блондина, с глазами, прямо смотрящими в душу. Ходил нервозно по общежитию, досадовал, что никак не может получить желанное обмундирование. Однажды я встретил его в униформе вольноопределяющегося, которую он по неопытности приобрел за свои деньги. Форма была ему к лицу, и Ян Гайер, агроном, бывший австрийский обер-лейтенант и южноамериканский фермер, мог теперь свободно выходить за ограду Печерской казармы на улицу как обычный воин. При этом выглядел безмерно счастливым. Ян любил воспоминания из прошлого и разговоры о будущем. Это был ясный человек, который принимал жизнь солдата такой, какой она была, любил обычную солдатскую пищу. В его облике было что-то доброе, отцовское и, поэтому молодые солдаты начали называть его „татой“. Это была сильная личность».
В

Под Сборовом
1917 году поручик Ян Гайер участвовал со своим взводом в разведках, которые проводила 7-я рота. В канун боя у Зборова он был послан в служебную командировку по набору добровольцев и поэтому не участвовал в бою. После возращения был назначен командиром 7-й роты, так как в его отсутствие Я. Сырови был ранен, рота потеряла всех офицеров убитыми и ранеными.
В сентябре 1917 года был сформирован 4-й полк имени Прокопа Великого, и Ян Гайер был переведен в него командиром 1-го батальона. Когда чешские легионеры уходили с Украины, перед Я. Гайером была поставлена задача: 10 марта 1918 года со своим батальоном зайти немцам в тыл в районе Бахмача, задержать их наступление и этим оказать помощь 6-му полку у станции Пески. Было отбито наступление немцев у станции Чесноковка. Это дало возможность войскам завершить погрузку в вагоны. Последний эшелон покинул Бахмач, увозя штаб 4-го полка. На этом закончились бои у Бахмача. Корпус был сохранен. Он начал движение на восток.
После отхода чехословацкой армии с Украины, Ян Гайер принимал участие в боях на магистрали, так как чехи не могли своевременно получить паровозы.
25 мая 1918 года, нарком по военным и морским делам Советской России Л. Д. Троцкий издал приказ о полном разоружении чехословацких войск на железной дороге.
Пензенской группой войск командовали поручик Чечек, а замещал командира 4-го стрелкового полка Прокопа Великого (Я. Сырови) поручик Ян Гайер. Основные силы чехов вели наступление по железной дороге, а группа Я. Гайера пошла в обход красных и вышла в тыл противника.
Ян Гайер решил наступал через поле и лес в сторону Липягов. С призывом: «Братья, за мной!» он двинулся на вражеские пулеметы. Воодушевленные солдаты пошли за ним.
После ранения обеих ног Ян был смертельно ранен 4 июня 1918 года и, умирая от кровопотери, просил: «Сожгите меня, мой пепел возьмите с собой. Не оставляйте меня здесь».
Но его просьба не была удовлетворена.
Похоронен он был 11 июня в Самаре в братской могиле. Его провожали бойцы и жители города Самары. Посмертно он был представлен к званию майора.
В настоящее время могила утрачена.
Но тем не менее память об этом чехе в Самаре жива. К примеру, лидер местной панк-группы «Антиминор» носит прозвище Ян Гаер.

Объявляет войну
Гайер- переводится как веселый. Именно такой литературный псевдоним возьмет себе участник боя под Липягами со стороны красных Никола́й Ива́нович Кочку́ров.
Ничего не понял: «группа Я. Гайера пошла в обход красных и вышла в тыл противника», «Его провожали бойцы и жители города Самары. » — т.е. жители Самары были за чехов и против красных?
Были эсеры — против большевиков, и часть самарских обывателей тоже. Воскресенские крестьяне провели чехов в тыл
Результаты эксперсс-опроса общественного мнение по памятнику белочехам в Самаре http://samara-ru.livejournal.com/10522369.html
Я не сомневалось, что сторонников меньше, причем в основном это авторитетные люди)))