Заинтересовался вопросом, как осуществлялось сообщение между Самарой и югом губернии в весеннюю распутицу до постройки Кряжской дамбы?

Самарка ведь весьма обильно разливалась

Поезд из Самары. Справа от полотна видны затопленные столбы.

Самарский адрес-календарь за 1891 год подсказал, что засамарское пространство не было таким уж недоступным.
Утренний почтовый поезд от Самарского вокзала добирался до Кряжа за 14 минут, в обратном направлении -17 минут.
Товарно-пассажирский № 11 шел от Кряжа до Самары за 20 минут, а ускоренный товарный аж целых 23 минуты!
Кстати традиция ездить до Самары «зацепом» сохранилась среди Кряжских жителей до 60-х годов, 20-столетия благо товарные поезда замедляли ход.

Зацеперы — это не чисто российское явление

В 19 же веке дети до 5 лет ездили бесплатно в сопровождении взрослого, дети до 10 лет за полцены в вагонах 1,2 классов, а в третьем классе за четверть стоимости.
Билеты продавать начинали за час до отправки поезда, никаких вам предварительных касс!
Пассажиры, путешествующие налегке, могли купить билет и за 2 минуты для отправки поезда, а вот пассажирам с багажом не обслуживались за 30 минут до отправки. Правда один пуд багажа можно было нести с собой.
Багажная касса располагалась отдельно от пассажирской.

Жетон железнодорожника. Ходил через Кряж поезд Батраки- Оренбург

Современные новшества РЖД относительно селекции пассажиров, совсем и не новы, кстати.
Вагоны 1,2 класса имели дамские отделения, вагоны 3-го класса — отделения для курящих.
Нетрезвые пассажиры не допускались в поезд, а выявленные пьяными в дорого ссаживались на ближайшей станции.
Тот же справочник подсказал, что от Кряжа до Батраков — 109 верст. В переводе в километры — это 116,281!
Вряд ли кто-то называл это место 109 верстой, если только сами работники железной дороги. Кряж- оно вернее как-то.

У Самарки

Ну, а самый интересный факт — через реку Самара до Кряжа ходил пароход. Эта переправа функционировала абсолютно бесплатной в период паводка.

Для сравнения — переправа в Рождествено в разлив стоила 5 копеек с пешего (2 копейки в остальное время), человек с лошадью платил 20 копеек (8 копеек в остальное время). Оно и понятно- Рождествено относилось к Симбирской губернии.

Комментарии
  1. Александр:

    Интересная статья, как впрочем и весь блог, спасибо. Хотелось бы только уточнить. Самарский адрес-календарь за 1981 год или за 1881? По контексту вроде выходит 1881, да и не слышал я, чтобы в 1980-х в Самаре издавались адрес-календари

  2. […] Источник: До Кряжа поездом или пароходом […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s