Оборудование для завода № 443 поставлялось по ленд-лизу. Мало кто знает, что изначально планировалось разворачивать завод под Сталинградом. Наступающие немецкие войска внесли в эти планы коррективы.

«Начало августа 1945 года. В Куйбышев приехали американские специалисты из фирмы, поставлявшей оборудование для нефтеперерабатывающего завода. Американцы планировали продлить контракт еще на целый год. В России им хорошо платили.

Они сидели в кабинете начальника Особстроя откинувшись на спинки кресел, вскинув ногу на колено, выставив вперед лакированные остроносые туфли и броские в желтую клетку носки. Лица чисто выбриты, спокойны. Американцы молча смотрели на коренастого человека в военной форме.

Начальник Управления Особого строительства А.П. Лепилов

Он стоял, чуть касаясь пальцами зеленого сукна на массивном длинном столе. Потом передвинул колбу с бензином и выжидательно глянул на переводчика.
-Скажите им, — военный повернул голову к американцам. — Завод уже выпускает продукцию. Вот она. Нам срочно нужно оставшееся оборудование.
Бензин поблескивал в стеклянной колбе.
Переводчик быстро заговорил и на лицах американских специалистов заиграли саркастические улыбки. Кто-то из них полез в карман за носовым платком и громко высморкался.
— Мистер Лепилов, как это у русских, втирает нас очки, -усмехнулся американец с рыжей бородкой. Его коллеги закивали головами.

Женщины на строительстве нефтеперерабатывающего завода

Лепилов прошелся по кабинету вдоль стола, будто не замечая иронического оживления американцев. Он думал о том, сколько усилий, бессонных ночей стоило советским людям строительство нефтеперерабатывающего завода. Он пущен на год раньше срока. Лепилов взглянул на своих инженеров. Лица у многих усталые, но в глазах огонек удовлетворения и гордости. Он выпрямился. Да, поработали люди, часто голодные, невысыпавшиеся, потому что понимали: бензин очень нужен. Теперь он нужен там, на востоке, где идет битва с огромной Квантунской армией. Самодовольство на упитанных лицах заморских специалистов задевало Лепилова.

разгрузка поступившего по  ленд-лизу оборудования

Пусть Америка помогла в поставке оборудования и прислала своих инженеров. Но ведь их не волнуют наши нужды, что льется кровь советских солдат и что весь завод нам нужен как можно быстрее. У них — контракт, они хотят растянуть его на целый год. Они не хотят терять свои доллары за год.. и отказываются подписать соглашение. Ну что ж…
Лепилов вскинул голову, сжал пальцами край стола, медленно и четко заговорил на чистом английском языке глядя в упор на американцев.

Слева видно поступившее оборудование

Джентльмены, наверное вы полагаете, что мы зависим от вас, как вы от фирмы. Разрешите вас разочаровать. В договоре соглашения есть такой пункт: «Если по каким-либо основательным мотивом уполномоченные от фирмы американские специалисты не устраивают дирекцию строящегося завода, то они могут быть отозваны и заменены другими». Вы нас не устраиваете, потому что сознательно, ради собственной выгоды затягиваете поставку оставшегося оборудования, сводите на нет наши усилия. Но мы не можем ждать и намерены требовать от фирмы вашей замены. И срочно ставим ее в известность.

Оборудование для заводской ТЭЦ из США

Головы американцев опустились. Улыбки исчезли. Лепилов понял: они все оформят, все подпишут.»
Эта частица рукописи куйбышевских писателей А. Ламберова и М. Лошманова о строительстве Куйбышевского НПЗ была опубликована в новокуйбышевской газете «Вестник» благодаря известному самарскому писателю Владимиру Михайловичу Шарлоту.

Через Новокуйбышевскую библиотеку удалось договориться о встрече, очень хотелось поговорить с В. Шарлотом об этой рукописи.

У здания знаменитого треста № 25

Ну вот, что же удалось узнать- рукопись «И встали города» была закончена в январе 1969г. и готовилась выйти в свет к 30-летию треста № 25.

О связи треста № 25 и  Управления особого строительства НКВД СССР можно почитать тут.

Оказалось, что эта рукопись подверглась массивной критике со стороны заслуженных работников треста, в том числе и секретарем парткома треста В. Романовым.

В. Романов

Рукопись свет так и не увидела…

В то время о Безымянлаге и генерале Лепилове старались не говорить и уж тем более писать.

В.М. Шарлот признался, что когда писал свою первую книгу «У станции Липяги» про Лепилова не знал совершенно ничего.

Хотя и упомянул, что немногословный водитель начальника КТСУ И. Миронова возил раньше генерала.


В этой книге написано о работе Куйбышевского территориально-строительного управления, пришедшего на смену Особстрою. Автор её называет «базовой».

В.М. Шарлот поделился информацией, что он сам работал на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе в конце 50-х годов. Также писатель поведал, что к нему обращались с просьбой написать книгу о КНПЗ к 25-летию завода.
Рукопись была подготовлена, были даже напечатаны два пилотных экземпляра книги.
Приготовлен рулон бумаги, в те времена это было страшным дефицитом. Ну, и найдены были денежные средства на издание.
Но человек, курирующий издание книги уволился с КНПЗ. Кто-то приделал ноги рулону бумаги, предназначенной для печати книги…
В общем, книга  о КНПЗ так и не вышла.

В.М. Шарлот

Недавно часть рукописи В.М. Шарлота была обнаружена работниками комнаты трудовой славы КНПЗ и появилась надежда, что она все же увидит свет к 70-летию завода, которое будет в 2015г.
Будем ждать юбилея…

- комментарии
  1. Интересная тема. Не много известно …

    • Это точно- по крупицам собирать приходится материалы. А все происходило всего лишь 70 лет назад.

  2. хорошо, что у него руки не опустились после этого

  3. Руки не опустились- гонорар он успел получить, а вот книга в свет не вышла.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s